Лондон °C

Последние новости

02:46
Путин согласился гарантировать вывоз на экспорт 9 млн т угля из Хакасии, Бурятии и Тувы
02:43
Минэк предложил дать приоритет российским рабочим на госстройке
02:41
Владельцы дефолтных бондов «дочки» ОВК потребовали от нее ₽16 млрд в суде
02:38
Умер телеведущий Михаил Зеленский
02:36
Мэр Алма-Аты рассказал, почему силовики не смогли дать отпор нападавшим
01:09
Стоит ли покупать НДНД лодки для постоянного использования
01:29
Казино Play Palma – большой выбор развлечений для гемблеров
19:55
В Москве ребенок съел фейерверк и попал в реанимацию
18:50
Мой опыт участия в BMA
17:46
Какие кухни на заказ сейчас популярны
15:28
Несчастный случай и спасенная конечность
23:13
Как снизить холестерин при помощи сладостей
23:13
Ограничение возможностей крымчан: Новый год без массовых мероприятий
23:13
Кто легче переносит новый штамм короновирусной инфекции. Мнение иммунолога
23:13
Ковидная ситуация в России: как обстоят дела?
23:11
Мой отзыв о работе с сайтом Bit Trade
23:35
Стильные диваны от компании Furni – мебель, с которой вашей спине будет удобно
16:24
Сколько за 2021 год людей умерло от короновирусной инфекции
23:22
Крипто лицензия в ОАЭ
21:26
В Латвии глава Минздрава призывает ввести локдаун
21:26
Российские ИТ-компании и СМИ подписали меморандум о борьбе с фейками
21:26
Арбитра отстранили после неназначенного пенальти в ворота ЦСКА
21:22
Что такое беттинг? Популярность азартных игр в России на примере Pin Up
22:59
Брокер Libertex – обзор финансовой компании для заработка
22:41
Массовые обыски в исправительной колонии №1 во Владикавказе
18:44
Даниил Квят протестирует новые шины за рулем болида Alpine
18:35
Елена Веснина досрочно завершила сезон из-за травмы
00:00
Казино Вулкан 24 – укрепляем свой финансовый иммунитет с помощью слотов
23:45
Стоит ли пользоваться накруткой лайков в Тик Ток
21:41
Возможности стеклянных балконных ограждений
Больше новостей

Планёр Гимли

Факты
2883
0
Планёр ГимлиПланёр Гимли (англ. Gimli Glider) — неофициальное название одного из самолётов «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, случившегося 23 июля 1983 года. Этот самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо и двигатели остановились. После довольно продолжительного планирования самолёт успешно приземлился на бывшей военной базе Гимли.

Последовательность событий

Обычно заправку «Боинга-767» осуществляют при помощи специального компьютера, который следит за датчиками и сам управляет клапанами в топливных магистралях. Однако при подготовке к рейсу 143 выяснилось, что этот компьютер неисправен, поэтому количество топлива было измерено вручную, с помощью измерителя уровня. Замеры показали, что в баки самолёта заправлено 11 525 литров топлива.

При определении необходимого запаса топлива используется его масса, а не объём. Для расчета массы было использовано значение плотности 1,77 фунтов на литр, которое техники всегда использовали при заправке всех других самолётов компании. Полученное число (20 400) было введено в бортовой компьютер, который рассчитал, что этого количества достаточно для планируемого полёта. Проблема заключалась в том, что компьютер «Боинга-767», более нового самолёта, использовал в расчётах массу топлива, измеренную в килограммах. Таким образом, правильное значение плотности должно было быть 0,8 кг/л, а количество топлива — 9 220 кг, слишком мало для полёта в Эдмонтон.

Ни техники, ни пилоты никогда раньше не делали таких расчётов, поэтому они повторили их трижды, чтобы убедиться, что не допустили ошибки. После этого самолёт совершил короткий перелёт по первой части маршрута — из Монреаля в Оттаву, где количество топлива снова было измерено. Затем самолёт вылетел в Эдмонтон. Капитан Роберт (Боб) Пирсон и второй пилот Морис Квинтал были абсолютно уверены, что топлива достаточно.

Во время полёта бортовой компьютер по показаниям датчиков рассчитывал расход топлива и вычитал его из введённого в него начального, неправильного, значения. Поэтому, когда неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе, индикаторы показывали, что топлива более чем достаточно. Пилоты решили, что неисправен топливный насос и отключили его. Так как баки расположены над двигателями, под действием силы тяжести топливо должно было поступать двигатели без насосов. Но через несколько минут сигнал повторился и было решено на всякий случай повернуть в Виннипег. Вскоре после этого левый двигатель отключился. Пока пилоты готовились к посадке с одним работающим двигателем, прозвучал громкий сигнал, которого они никогда раньше не слышали — сигнал об остановке обоих двигателей.

С остановкой двигателей на борту самолёта почти полностью пропало электропитание, отключились почти все приборы и гидросистема. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Она обеспечила достаточное для управления давление в гидросистеме и электропитание для минимального набора резервных приборов.

Пилоты не готовились к такой ситуации. Пока Пирсон пытался пилотировать самолёт, Квинтал искал в документации инструкции на случай отключения двух двигателей, но их там не оказалось. Пирсон, имевший опыт полётов на планёрах, пытался определить оптимальную скорость полёта и угол снижения, но в его распоряжении не было даже индикатора вертикальной скорости. Квинтал стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного альтиметра для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер. Самолёт потерял 5 000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), т. е. угол планирования составлял примерно 12:1. Диспетчер и Квинтал пришли к выводу, что рейс 143 до Виннипега не долетит. Квинтал предложил лететь на авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база была закрыта, а взлётно-посадочная полоса 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок. В этот день там проводился «семейный праздник» местного автоклуба, на бывшей посадочной полосе проводились гонки и было много людей.

Воздушная турбина не обеспечивала достаточного для выпуска шасси давления в гидросистеме, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно, под действием их собственного веса. Основное шасси вышло нормально, но носовая стойка не зафиксировалась.

Незадолго до посадки Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и быстро. Для того, чтобы исправить ситуацию, он предпринял манёвр, типичный для планёров, но редко выполняемый на коммерческих лайнерах — скольжение. Как только колёса коснулись полосы, пилоты нажали на тормоза. Несколько шин взорвалось, не выдержав нагрузки, не зафиксированная передняя стойка сложилась. Боинг остановился всего в сотне метров от автогонщиков, приготовившихся к очередному старту.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили лёгкие травмы. Однако серьёзно никто из пассажиров и людей на земле не пострадал. Пожар вскоре был потушен, самолёт отремонтирован и возвращён в эксплуатацию. Забавно, что грузовик с запчастями, отправленный из Виннипега, задержался в пути из-за того, что у него неожиданно кончилось топливо.

По состоянию на март 2006, самолёт всё ещё в эксплуатации.

0 комментариев