DataLife Engine > Общество > Коллекторы и МФО: у каждого - своя мораль

Коллекторы и МФО: у каждого - своя мораль

Пока в Госдуме работают над созданием закона о коллекторах, взыскатели решили «взять себя в руки». Члены Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) приняли обновленный Этический кодекс.

Собственно, нормы коллекторской этики НАПКА утвердила еще 8 лет назад. И вот сейчас, на фоне повышенного внимания к взыскателям долгов явно потребовалось его обновление. Если раньше этим документом должны были руководствоваться исключительно члены ассоциации, которых всего-то порядка 30, то теперь действовать в строгих этических рамках предложено и всем остальным коллекторским агентствам. Их в стране, по разным подсчетам, от 600 до 1000.   

Коллекторы и МФО: у каждого - своя моральКак утверждают руководители НАПКА, некоторые пункты в свежей версии кодекса даже строже, чем в готовящемся законе, поскольку все варианты этики общения оформить законодательно невозможно. «В данном документе мы хотели соединить все правила, которые коллекторы должны соблюдать в повседневной жизни», - сказал президент НАПКА Евгений Бернштам.

 

Фамильярности – нет!

Тема коллекторского беспредела, пожалуй, одна из самых популярных в последнее время. Прогремевшие на всю страну случаи расправы с должниками, которым когда-то были нужны срочно деньги, жестоки. Угроза взрыва детского сада в
Ростовской области, обритая наголо жительница Липецкой области, двухлетний малыш из Ульяновска, обгоревший в детской кроватке «за долги» своего деда, который оформил кредит без справок и поручителей. Все потому, что были нужны срочно деньги. По статистике Генеральной прокуратуры, за 2 года на неправомерные действия коллекторов поступило 21,6 тыс. жалоб.

«Обновление Этического кодекса – лишь первая часть работы по усилению контроля качества взыскания, которую мы проводим», - уверяет председатель Контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий.

Согласно закрепленным морально-нравственным нормам, коллекторы обязаны обращаться к должнику только на «вы», не имеют права унижать честь и достоинство граждан, использовать противозаконные методы к тем, кто оформил кредит или займ онлайн с любой кредитной историей и стал неплательщиком. Кодекс запрещает взыскателям представляться работниками органов власти, беспокоить людей с 23 до 6 часов утра, допускать утечку информации о должниках, звонить с "подставных” телефонов и т.д.

 

Независимая этика

Многие СМИ преподносят информацию о фактах беззакония со стороны коллекторов, как прямое следствие обращения граждан в микрофинансовые организации (МФО). Якобы, подобная участь ждет каждого, кто решил взять деньги в долг без проверки кредитной истории в МФО и по какой-либо причине просрочил их возврат. На фоне таких обвинений все чаще стали возникать требования запретить МФО, лишив, таким образом, население возможности оформить офлайн-кредит без справок и поручителей или займ онлайн с любой кредитной историей.

«Стоит отметить, что коллекторы работают в равной степени как с МФО, так и с банками. Причем доля банковских должников, с которыми ищут контакт коллекторы, в десятки раз больше, чем должников МФО. - говорит глава онлайн-сервиса «Робот Займер» Сергей Седов. - Моральные нормы для взыскателей – это шаг к цивилизованной деятельности, но они должны подкрепляться специальным законом, если статей Уголовного Кодекса недостаточно».

Если же говорить о долгах МФО, крупные компании, как «Робот Займер», с коллекторами не сотрудничают, а имеют собственные службы по урегулированию задолженности заемщиков, получивших деньги в долг без проверки кредитной истории. Здесь строгие этические принципы: ограниченное время для звонков, вежливость, неразглашение персональных данных и сумм долга, запрет на оказание давления на родственников должника. Кроме того, по мнению Сергея Седова, ценящие свою репутацию МФО должны применять к неплательщикам индивидуальный подход, стараясь разобраться в причинах неплатежей.

 

Сергей Усов

 




Вернуться назад